На главную

Воспоминания Губерта Анатолия Владимировича

    В связи с ликвидацией  МТС 1950г., я работающий в Дисненском МТС (техник-механик) участковым механиком, заведующий мастерскими, завгаром, пришел на работу в школу весной 1956г., т. к. здесь было введенно машиноведение. Стал преподавателем машиноведения и трудов.

В 1963г. поступил заочно в Витебский педагогический институт, после чего работал биологом. Проработал в школе до 1983 г., и, уйдя на пенсию, работал еще 5 лет военруком.

    Когда работал биологом, получил пришкольный участок на 2, 5 га.12 лет был руководителем районной секции биологом.

    После прихода в школу, на третий день. Как сейчас помню, был третий урок в десятом классе тракторного дела. Я, зайдя в класс, положил на стол журнал и тут возле самого моего уха пролетает громадное яблоко! Оно ударяется о доску и разлетается на куски.

     Стал спрашивать у класса, кто это сделал, но все почему- то молчали. Спросил раз, потом второй, но, как и прежде, была тишина. Тогда я им сказал: «С такими трусами я бы не пошёл в разведку!»

      Тут я вижу, что руку подняла какая-то девочка, но я не дал ей сказать и слова.

        Урок прошел как обычно, но в голове у меня вертелась ужасная мысль, которую я сейчас скажу директору: «Я больше здесь не работаю! До свидания!»

         Мне было очень обидно, ведь меня не принял класс!

          Звонок…Я собираюсь уходить, но тут ко мне подходит ученица 10-го класса Щербицкая Е. и просит прощение. Оказалось, что яблоко летело в нее, но она успела его отбить книгой.

         После признания я остался работать в школе дальше, о чем не жалею сейчас. Многие мои ученики добились многого в жизни. Кандидат Наук-Чабор. Стал заведующим здравоохранения в Сибири.

Метла Николай. Работает ведущим кардиологом в Жодино. Дубровская Зоя заведующая отделением в роддоме Полоцка.

Юршевич Веньямин работает врачом скорой помощи в Полоцке.

Карась Владимир инженер-механик на ЛПДС.

Якушин Андрей работает начальником дорожного участка.

Мои награды:

 Почетная Грамота Верховного совета БССР, Грамота министерства обороны, множество областных грамот, также районных и др.                                             

В школе работают 10 моих выпускников: Шикула И.М.; 4Ирины: Стома И.Н; Босянок И.О; Юршевич И.А. Альхимович И.К.; Вяль Т.В., Филонович Г.П., Федькович  В.Н., Бомко Е.А., Щербицкая М.Е., Кадушко Н.Н.

 

                  Воспоминания Красовской Риммы Ивановны

  Большинство учащихся и их родителей называют школу вторым родным домом. А вот у меня всё наоборот. Язненская средняя школа стала домом №1. А вот почему.

  В Язно я приехала восемнадцатилетней девушкой с дипломом учителя начальных классов после окончания  Полоцкого педагогического училища в августе 1957 года. Я считаю, что мне тут очень повезло. Меня встретили очень радушно. Помогли найти жильё, решали быстро все мои проблемы. Я ни на минуту не почувствовала себя чужой. Здание школы на тот период было новым, в нём занимались всего 2 года. К сожалению, оно сохранилось у меня только на фотографии. Правда, отопление было печное, и освещались в тёмное время суток при помощи керосиновых ламп.                         Учительский коллектив составлял около 30 человек, очень разновозрастной. Но возраст не являлся преградой для общения. Я учила детей, а меня учили уже опытные учителя. С благодарностью и теплом в душе я всегда вспоминаю директора школы Чернявского  Ивана  Петровича, завуча Сорокину Елизавету Георгиевну и учителей Линову Нину Ивановну, Какорич Валентину Ивановну, Какорича  Льва Сергеевича, Кадушко Романа Андреевича, Чернявскую Наталью Алесеевну, Никонову Елизавету Миничну, Волкова Николая Яковлевича, а также молодых педагогов Евкайло Софью, Гельман Анну Давыдовну, Киселёву Нину Яковлевну, Устин (Ловшову) Марию Григорьевну. Именно они меня «окунули» в общество местной молодёжи.

   Я получила 1-ый класс в количестве 34 человек. Класс был очень сложный по той причине, что только 5-6 человек знали буквы, а остальные, как говорят, «не видели их даже в лицо». А беда в том, что все они воспитались в семьях, о садиках и подготовке к школе не приходилось даже мечтать. Большинство детей жили по хуторам. Многие родители сами не умели читать. И нам, учителям, приходилось учить не только детей, но и их родителей. Так за каждым молодым учителем было закреплено по 2 человека, которых мы должны были научить  читать и писать фамилию в свободное от уроков время. Эта была общественная нагрузка, за неё никогда никто не платил.

    Этот мой «первый блин» не оказался комом. Многие из них стали хорошими специалистами: Чернявский Владимир – успешный архитектор, Левкович Михаил преподаёт в Витебском государственном университете имени Машерова, является членом Союза художников Беларуси, Кублицкая Татьяна, окончив технологический институт, работая по специальности, стала работником Министерства лёгкой промышленности, Федорович Пётр бороздит воды Мирового океана.

   Стать классным специалистом хорошо, но не менее важно быть хорошей хранительницей семейного очага, быть любящей матерью. С этой целью справились многие девочки этого выпуска. Босянок Нина (Щербицкая Нина  Фоминична) родила и воспитала троих замечательных детей. Мне их тоже приходилось учить. Мать сумела им привить любовь и к знаниям и к труду. Все они по окончании школы были награждены медалями. Каждый получил соответствующее образование и специальность по душе. Привалко Зинаида (Янушонок З. В.) родила и воспитала в примерной семье двоих детей, дав им высшее образование. Сейчас они успешно трудятся в народном хозяйстве                                                   Беларуси.

   А ещё на территории Язненского с/совета было много молодёжи, не имевшей базового образования. После войны они оказались переростками и в дневную школу не пошли.  Поэтому при школе работала школа рабочей молодёжи вечером для учащихся 5-10 классов. А учителями являлись мы, учителя дневной школы. А теперь подумаем, где мы могли быть больше: в школе или дома, если вычесть время на сон.

   Вторым этапом в моей трудовой деятельности стал набор первоклассников после первого выпуска. Это были девочки и мальчики 1954 года рождения. Но особенность этого класса заключается для меня в том, что этих детей я проучила полных 10 лет: от первого до последнего звонка. Совмещая работу и учёбу, я окончила Витебский педагогический институт (факультет математики) ко времени окончания этими учащимися 4-х классов и пошла с ними вверх по «школьной лесенке».

   Правда, 5-ый класс пополнился ещё выпускниками начальных классов микрорайона. За 10 лет общения с ними на уроках и во внеклассной работе нас настолько сблизили, что я и сейчас отчётливо помню и вижу глаза каждого из них. А это Дерибо Пётр, окончив строительный факультет политехнического института, являлся прорабом строительства СШ №3

Г. Миоры. Это его первое «детище». Щербицкий Николай долгое время возглавлял областное ГАИ в г. Витебске. Семчёнок Николай окончил институт механизации, сейчас обучает профессии механизатора в ПТУ

Г. п. Ветрино. Томулёнок Ия учительствует в г. Полоцке. А вот Пучковский Олег, Изоитко Владимир и Щербицкий Вениамин стали профессиональными защитниками Отечества. А Томулёнок Константин получил профессию военного врача. Он очень много потрудился во время войны в Афганистане, спасая жизни советских воинов, не щадя своей. Он мне писал из «горячих» точек. И главное, что в этих письмах говорилось о том, что только воспоминания о школе, друзьях, учителях и берёзках возле школы, посаженные своими руками, успокаивали душу. Картинки из школьной жизни приходили во сне, почти каждую возможность поспать.

    Потом работала заместителем директора по воспитательной работе и одновременно учителем математики старших классов, а также выполняла общественную нагрузку секретаря школьной партийной организации. Спустя 10 лет, я передала эту эстафету более  молодым,  энергичным коллегам.

     И вновь 4-ый класс, классное руководство, 36 человек, пришедших из пяти начальных школ. Первая задача: сплотить, объединить общим делом, заинтересовать. И мы повели очень активный образ жизни. Ежегодно ходили в походы по родному краю, встречались передовиками производства, активно участвовали в различных конкурсах и смотрах. Готовили номера художественной самодеятельности и выступали на фермах и бригадных дворах, где работали родители. На это время после уроков наш класс превращался в настоящую мастерскую. Костюмы готовили сообща: девочки шили,  мальчики клеили, красили,  вырезали. Надолго осталась в памяти «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях», поставленная учащимися на новогоднем празднике.

    Следует заметить,  что в этом классе  мальчиков было в два раза больше девочек, но они никогда не отказывались выполнять любую, казалось бы женскую работу. Уже к 1985 году география учебных заведений, куда стали поступать наши, выпускники значительно расширилась, а также  расширилось и количество выбираемых профессий: Сивицкий Фёдор  и Щербицкий Виктор стали офицерами, Амбросенок Марина и Свирко Оля получили профессию инженера-химика , Метла Жанна окончила Московский институт мясо-молочной  продукции , Красовский Николай окончил Минский медицинский институт стал стоматологом Ефимова Марина учительствует в родной  школе.

     О том, как жили, о чём мечтали, какие вопросы обсуждали ученики того времени, хорошо свидетельствует газета «Вестник 10 «А», сохранившаяся  с того времени и отдельные фотографии.

     И  вот последний этап учительской деятельности. Снова  четвертый класс, снова марафон последующий семь лет. Шло время, менялись обстоятельства, расширялись возможности. Этот  класс в моей памяти  остался как самый способный к  самостоятельной деятельности. Случалось так, что когда они были в 7-ом  и  9-ом  классе. Я ещё вела уроки математики в 8-ых и 10-ых класса. Весна, экзамены тогда были  и по алгебре и по геометрии, да ещё консультации. А тут классу отведён участок свеклы для ухода за ней. Я не имею возможности пойти  с ними на прополку. Завуч  школы предложила мне послать с ними на поле другого учителя. Но ребята отказались, они сказали, что мы уже взрослые и сами справимся. И справились успешно. За хороший урожай свеклы в 9-ом классе были премированы недельной экскурсией в г. Санкт-Петербурге, а в 7-ом классе – в г. Москву. Очень приятно видеть среди учителей школы выпускницу этого класса Козельскую Ирину Захаровну.

            Невозможно в одной тетради описать весь трудовой путь, вспоминать  всех учеников, пусть они меня за это простят.

        Но вот какую жизненную позицию имели ученики того времени,мы можем сделать вывод даже из одного примера. Раньше школа не знала тестирования. И я для лучшего усвоения учебного материала использовала уроки-зачёты по определённой теме. На этот урок всегда приглашали директора  или завуча, других учителей. Большинство ребят очень серьёзно готовились, устраивали  взаимопомощь и предварительный взаимоконтроль.

   

9 «А» класс, где учились  Оля и Коля Щербицкие: урок-зачёт, как не опозориться перед учителями и родителями? Всё организовано путём.             А Виктор Синкевич говорил, что ему не нужны  эти формулы и разные опре-

деления, что он пойдёт учиться на тракториста и это всё ни к чему. Что делать?...

           Идёт урок, все принимают участие, одни отвечают лучше, другие немного хуже. Но вот чудо: Синкевич записывает правильно на доске нужные формулы и формулирует несколько определений. И только я узнаю от матери Оли Фоминичны, что Оля, переживая за престиж класса, пообещала Виктору  купить определённое количество конфет, если он выучит. Он согласился. И конфеты были куплены. Значит,  ученики того времени переживали не только за себя, а за товарища, радовались не только своим успехам, а успехом своего коллектива, не отделяли себя от коллектива, они умели радоваться чужим успехам.

           Престиж класса, престиж школы был на первом месте большинства  учащихся. Вот ещё пример. Когда я приехала на работу, в школе  учительская и ученическая  комсомольские организации были вместе. Меня сразу в октябре  1957 года избрали  секретарём этой комсомольской организации. Работа в начальных  классах, мне необходимо было организовывать всю деятельность комсомольцев старших классов. В то время, как и сейчас, проводились и смотры, и конкурсы различные. И чтобы принять в них участие я с группой участников в г. Десну ездили на велосипедах. Там  выступали, занимали призовые места и снова на велосипедах домой. Притом  в понедельник от участников не поступало ни одной жалобы о невыученных уроках, ни каких отгулов за потраченные выходные.

             А за особые заслуги учителя в то время не получали никаких материальных вознаграждений, кроме  «Грамот» разных уровней. За 37 лет работы  в школе кроме «Грамот» я один раз получала материальное вознаграждение за победу в областных педагогических чтениях в виде большой книги- альбома «Архитектура Беларуси»

             Ни ученики того времени, ни учителя не знали слова репетиторство и репетитор. Мы готовили своих учеников к поступлению в различные учебные заведения без дополнительных оплат и материальных вознаграждений. Помогали выполнять задания подготовительных курсов, на которых выпускники занимались заочно. Я считала самой высокой оплатой за мой труд – это поступление в ВУЗ.

          Отдавая большую часть времени школе, работе, я всё же сумела создать семью, с мужем вместе построить дом, посадить сад и вырастить не только сына Николая, но и дочь Татьяну. Они получили медицинское образование.

          Дочь вот уже 20 лет работает акушеркой в роддоме г. Полоцка, а сын более 10 лет – стоматологом.

         Проанализировав свой жизненный путь, я неоднократно задавала себе вопрос: « А счастлива ли я?» И сделала вывод: « Да, я счастлива!» Я счастлива, потому что всегда охотно шла на интересную мне работу и всегда с радостью возвращалась в любимую семью, где было спокойно, тепло и уютно, где меня всегда ждали. На заслуженный отдых ушла в 1994 году.

Сейчас живу одна в городе Полоцке в благоустроенной квартире. Дети и внуки рядом. Они мне помогают, навещают, не дают скучать.

         А разве не радуется сердце от того, что видишь, сколько учеников пошли по твоим стопам, сколько работает в родной школе!

        Уйдя на пенсию, я никогда не порывала связь со школой. Всегда посещала вечера встречи с выпускниками. Эти встречи наполняют жизнь пенсионера положительными эмоциями, понимаешь, что прожита не зря.

 Воспоминания Щербицкой Екатерины Ильиничны

    Я, Щербицкая Екатерина Ильинична, родилась в деревне Язно в 1944 году.

В первый класс пошла в 1951 году. Первым учителем моим был Кокорич Лев

Сергеевич. Школа находилась возле теперешнего живущего жителя Гриневича

Павла Игнатьевича. Здесь я ходила в 1 и 2-ой класс. А в 3 – 4 классы я учи-

лась в здании, где сейчас живёт Гриневич П.И. правда, от той школы остался

фундамент, на котором построил Гриневич своё жильё. В третьем классе меня

учила Софья Ильинична, а в четвёртом учительницей была у меня Наумчик

Лариса Егоровна, нынешняя Волынец Л.Е. В пятом классе мы сдавали пере-

водные экзамены по русскому языку и математике, а также по белорусскому

языку. В пятом классе я ходила в здание, где сейчас строится отец Александр.

А в шестой класс ходила, где сейчас церковная школа. И вот в 1956 году к

Октябрьским праздникам мы получили новую двухэтажную школу. Со старой

школы мы через всё Язно носили двухместные парты, за которыми и учились

в новой школе. Как мы берегли саму школу: устанавливали дежурство по

лестнице, чтобы не поцарапали, бегая, ребята краску. И вот в 1960 – 1961 учеб-

ном году я закончила среднюю школу (10 классов).

Помню, в пятом классе меня за посещение церковных обрядов исключила из

пионеров на месяц Стративная Анна Михайловна. А в пионеры я вступила в

третьем классе, т.е. в 1953 году. Какое это было торжество, вам не передать. А

в 1957 году я уже была комсомолкой, вступали мы ещё в городе Дисна, где

был райком комсомола, старое здание школы – интерната ( спальный корпус)

возле теперешней пожарной.

И вот за активную комсомольскую работу (общественные мероприятия школы : выступления и участие в художественной самодеятельности, участие в

спортивных соревнованиях, работа отрядной вожатой) меня администрация

школы направляет в 1958 году в лагерь комсомольского актива г. Витебска,

где нас обучали по разным направлениям, т.е. идеологическая работа с учащимися,

спортивная, игровая. После лагеря в школе было мало учителей-комсомольцев. Я

стала секретарем комсомольской организации школы, в школьную ученическую организацию

 приписали учителей, а это - Полуева Р.И., Устин М.Г., Киселева Н.Я. Мы сами организовывали

 вечера, готовили самодеятельные выступления, например: воспитание культуры поведения человека и др.И вот за активную работу после окончания средней школы администрация предлагает мне место пионервожатой в нашей школе. В 1973 году закончила заочно

Витебский пединститут по специальности биология. А в 1999 году пошла на пенсию.

 

                                                                                 Назад

 

Сайт управляется системой uCoz